Среда, 06.11.2024, 05:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные технологии

Меню сайта
Статистика
Форма входа
Поиск
РЕКЛАМА
Reklama
- кино, фильмы, видео
- музыка и MP3
- авто и мото
- знакомства
- заработок в сети
- игры
- форекс, forex
- женские сайты
- для взрослых
- строительство и ремонт
- недвижимость
- бытовая техника
- здоровье и медицина
- красота, косметика
- работа, вакансии, резюме
- эротика
- животные и растения
- детские товары
- знакомства для интима
- софт
- развлечения
- одежда и обувь
- туризм и отдых
- мебель, интерьер
- компьютеры и оргтехника
- реклама и интернет
- промышленное оборудование
- сырье и материалы
- социальные сети
- средства связи
- образование и обучение

Виды иерархии информации

Важным аспектом информации является ее главенствующая роль в процессе управления. Круг объектов управления чрезвычайно широк и разнообразен: экономика, территория, социальная сфера, производство, научный эксперимент, образование и др.

При анализе процесса управления ввиду сложности объекта осуществляют его расчленение на части по различным признакам. Одним из главных признаков является вид иерархии. Характерны следующие виды иерархии: временная, пространственная, функ­циональная, ситуационная и информационная. Следует отметить, что деление какой-либо системы на части не может быть однознач­ным, так как выделение границ между частями является всегда в какой-либо мере субъективным. Выбор того или иного принципа выделения составных частей должен удовлетворять следующим ос­новным условиям: обеспечивать их максимальную автономность; учитывать необходимость координации их действий для достиже­ния общей цели функционирования, а также совместимость от­дельных частей.

  • Временная иерархия. Признаком деления здесь является интер­вал времени от момента поступления информации о состоянии объекта управления до момента выдачи управляющего воздействия. Чем больше интервал, тем выше уровень (ранг) элемента. Управле­ние может осуществляться в реальном времени с интервалом, рав­ным суткам, декаде, месяцу, кварталу и т.д. Причем управляющий интервал выбирается не произвольно, а исходя из критериев, опре­деляющих устойчивость и эффективность функционирования всей системы.
  • Пространственная иерархия. Признаком деления здесь является площадь, занимаемая объектом управления. Чем больше площадь объекта, тем выше его ранг. Данный признак является субъективным, так как не всегда площадь, занимаемая объектом, соответст­вует ее значимости, и ее можно использовать в случае аналогично­сти параметров элементов одного уровня.
  • Функциональная иерархия. В ее основе лежит функциональная зависимость (подчиненность) элементов системы. Такое разделе­ние также является субъективным, так как в этом случае трудно выделить границы между элементами системы.
  • Ситуационная иерархия. Деление на уровни в данном случае осуществляется в зависимости от эффекта, вызываемого той или иной ситуацией, например, от ущерба, возникающего в результате аварии или выхода из строя оборудования.
  • Информационная иеррхия. В настоящее время этот вид иерар­хии является очень существенным в связи с возросшим значением информации для управления. В основе деления на уровни лежит оперативность и обновляемость информации. Именно через эти характеристики прослеживается иерархия информации по уровням управления предприятием.

На первом уровне хранится и обрабатывается повторяющаяся, часто обновляющаяся информация, необходимая для повседневной деятельности, т.е. для оперативного управления. Следующий уро­вень составляет информация более обобщенная, чем оперативная, и используемая не так часто. Информация группируется по функ­циональным областям и применяется для поддержки принятия ре­шения по управлению производством. На верхнем уровне хранится и обрабатывается стратегическая информация для долгосрочного планирования. Для нее характерны высокая степень обобщенно­сти, неповторяемость, непредсказуемость и редкое использование.

В общем виде функциональная модель процесса управления представлена на рис. 1.1. Учет информации об объекте управления состоит в регистрации, классификации и идентификации. На ос­нове разнообразных математических моделей, описывающих ре­альное и требуемое состояние объекта, и критериев оптимальности анализируют информацию о состоянии объекта управления. Окон­чательная модель прогнозируемого состояния объекта управления формируется в виде плана.

Рис. 1.1. Функциональная модель процесса управления

Возникающие за счет внешних воздействий отклонения от плана корректируют путем сравнения учетной и плановой информации, нового анализа и формирования управ­ляющих воздействий (регулирования).

В большинстве случаев при информационном анализе процесса управления обычно рассматривают пассивную форму проявления информации, отражающую свойства внешней среды, объекта управления и самой управляющей системы. Однако не менее важ­ное значение имеет и активная форма информации, являющаяся причиной изменения состояния управляемого объекта.

Принято выделять следующие качественно различимые формы проявления информации: осведомляющую Iос, преобразующую Iп, принятия решения Iпр и управляющую Iу.

К осведомляющей относят информацию о состоянии внешней среды, объекта управления и управляющей системы. Преобразую­щая включает информацию, содержащуюся в алгоритмах управле­ния. Информация принятия решения является отражением образов и целей на конечное множество принимаемых решений. Управляющей является информация, вызывающая целенаправлен­ное изменение состояния объекта управления.

В любой системе управления можно выделить два информаци­онных канала: целевой и рабочий. В целевом канале на основе ин­формационных процессов происходит выбор цели и принятие ре­шения по выбору управляющего воздействия. В рабочем канале формируется информация, реализуемая исполнительным органом, осуществляющим целенаправленное изменение состояния объекта управления через вещественно-энергетические характеристики. Целевой канал может находиться как на одном уровне иерархии с рабочим, так и на более высоком. На рис. 1.2 представлена инфор­мационная структура системы управления, где выделены целевой и рабочий каналы, а также приведены основные формы проявления информации.

Рис. 1.2. Информационная структура системы управления